Убийства, заклинания и кунаи

В данной статье я постараюсь избегать заезженного штампа "как все было на самом деле". Но "постараюсь" ещё не значит, что будет точно так. Дело в том что любая информация, полученная человеком от других людей неважно каким путем, всегда будет нести в себе отражение собственного мнения этого человека.

.

В результате никто не может быть до конца уверен, что точно знает все таким, каким оно было изначально. Любые исторические книги написаны людьми, которые сами узнали что-либо из других книг, написанных в свою очередь точно такими же звеньями этой цепи длиной с историю человечества. Ниндзя превосходно понимали этот факт и умели оперировать данными как никто другой, поэтому поиск "истинной информации о ниндзя" возможен только в относительном направлении, без точной уверенности в том, что сейчас мы видим историю не такой, какой они хотели бы чтобы видели мы.

В само понятие "ниндзя" никогда не вкладывалось того единого понятия, к которму можно было бы приблизиться досконально, повертеть в руках и разглядеть под лупой. К "ниндзя" в разное время относились и профессиональные шпионы, и таящиеся в горах преследуемые священники, и беглые крестьяне, и мятежные самураи, и целые поколения наемных убийц. Объединяло их по большей степени одно - ради выживания им всем приходилось таиться и выжидать. Оттуда взялись и десятки имен, которыми обозначают этих товарищей: синоби, суппа, раппа, мицумоно и т.д.


Прыжок в сторону: изучению и расшифровке иероглифов, обозначающих слово "ниндзя", а также трактовке и толкованию каждого ключа в них посвящена не одна заметка, поэтому на этом вопросе задерживаться не будем. Все что надо знает гугль, спросите его.




Об истоках формирования искусства скрытности может поведать в принципе любое упоминание в восточной культуре военных хитростей: от мифов о хитрющих богах, до всемирно известного трактата "Искусство войны" вельми умного дядьки Сунь Цзы. Но образ ниндзя, наиболее близкий к тому, который известен сейчас, сложился далеко не сразу и связан с долгим и упорным формированием ниндзюцу как целого комплекса искусств и практик, позволяющих максимально эффективно выживать и добиваться своих целей. БольшАя часть этих практик была унаследована от горных священников ямабуси, гонимых правительством, прячущихся высоко в горах и практикующих Сюгэндо, так называемый "путь овладения сверхъестественными силами". Надо признаться, интересовал ямабуси именно практический аспект, в котором они добились немалых высот, поэтому большинство "таинственных сил ниндзя" происходят наиболее вероятно именно отсюда. Навыки прикладного шпионажа были заимствованых от профессиональных разведчиков, которых как раз (ориентировочно до IX-XI веков н.э.) и называли "синоби". Боевые же навыки, столь важные в постоянно воюющей Японии, собирались из всех возможных источников: от воинственных бродячих монахов до самураев, что позволило ниндзя в дальнейшем выбирать наиболее оптимальный путь сражения, наиболее подходящий для текущей обстановки. В общем, источников формирования ниндзюцу было огромное количество, скрупулезная ассимиляция и тщательный отбор необходимых для выживания навыков (а главное - непрерывность этих процессов), и позволили будущим ниндзя поставить в сознании современников отпечаток о неубиваемости и всемогучести воинов-теней.


Прыжок в сторону: одной из известнейших историй, характеризующих становление одного из искусств ниндзя хэнсо-дзюцу (изменение облика, переодевание), является история про Минамото Ёсицунэ и монаха Бэнкея, его вернейшего соратника. Есицунэ и его вассалам требовалось добраться до земель своего сторонника Фудзивары через многочисленные заслоны противника. Тогда Бэнкей предложил добраться туда под видом ямабуси - персонажей насолько же распространенных в тогдашней Японии, как сегодня у нас кучка гастарбайтеров. Затея удалась во многом благодаря самому Бэнкэю, обладавшему достаточным количеством знаний и наглости, чтобы во всем "тянуть" на себя все внимание встречных. Так, он даже периодически лупил веером своего господина, игравшего роль его слуги во время перехода - во все другие времена поступок просто невероятный.




Формирование кланов ниндзя происходило по тому же принципу, что формирование других кланов в Японии (а в Японии того времени было, что ни кинь - всюду клан), то есть территориальным. А в связи с тем, что рельеф этой страны отличается завидным разнообразием из-зи обилия гор и речушек, то и кланов было довольно много. Нельзя утверждать стопроцентно, что все кланы ниндзя изучали "единую программу подготовки и аттестации ниндзя, ГОСТ № неразборчиво", но общие принципы выделить можно. В подготовку ниндзя входила физическая подготовка, культурное обучение и воспитание, психолоигческая подготовка а также изучение боевых искусств. Многие кланы изучали такие специфические дисциплины, как искусство огневой стрельбы, изготовление ядов или применение скрытого вооружения. Каждый ниндзя оттачивал все навыки, которые могли бы пригодиться, каждый должен был быть экспертом в широкой области. Сразу надо сказать, что целью изучения боевых доктрин для ниндзя была возможность максимально эффективного выполнения боевого задания и сохранения собственной жизни в тех условиях, в которых ниндзя мог бы оказаться, а не соблюдение спортивного интереса "мое кунгфу сильнее твоего кунгфу". На первом месте стояла эффективность, а не способ. Поэтому даже оттачивание какого-либо конкретного необычного навыка всегда несло цель применения в дальнейшей жизни.


Прыжок в сторону: ниндзя Укифунэ Дзиннай, карлик, долго тренировался, находясь в кувшине с глиной для того, чтобы простояв долгое время в туалете и дыша через трубку из толщи фекалий, убить известного дайме.




Снаряжение ниндзя никогда не было излишне оригинальным и приковывавшим внимание. Нестандартность присутствовала исходя из требующегося задания, но в большей степени все те типичные "ниндзевые" прибамбасы, которые кажутся нам сейчас столь удивительными были весьма распространенны в то время в Японии. Так что весь ниндзевский колорит на самом деле является колоритом другой страны, а никак не "фирменной фишкой всех синоби". Удивить стальными лопатками, колышками для палаток и метательными звездочками средневековых японцев было так же сложно, как наших современников охотничьим ножом, электрошокером и пистолетом. С другой стороны, когда требовалось произвести требуемый психологический эффект привычным вещам нарочно придавался налет "потусторонности": кастеты в виде пастей демонов, изукрашенные страшными иероглифами копья и пугающие маски лишнее тому подтверждение.

Подводя итоги всего вышеописанного сумбура, можно сказать, что ниндзя действительно были великими воинами, прекрасно совмещающими достижения технологического прогресса и традиционные ритуалы управления потоками энергии. Но при всем при этом, несмотря на то, что сегодня ниндзя известны в первую очередь как аццкие убийцы из прошлого, главным для ниндзя, самой причиной существования их искусства было желание жить. Именно жизнь, а не смерть дала ниндзя и их предкам ту силу, которой они обладают и благодаря которой стали популярны сегодня. И стать ниндзя может только тот, кто хочет жить, а не тот, кто хочет убивать.