Раньше

Эффектное исчезновение ниндзя в облаке дыма - фирменная фишка фильмов про синоби 80-90х годов. Но как ни странно, оно имело вполне себе обоснованную подоплеку. Вообще, по одному из определениий "ниндзюцу" само по себе является искусством невидимости, а интон-дзюцу - умения исчезновения из поля обзора преследователей, в котором тому самому облаку дыма отводилась совсем не единственная роль в нелегком деле маскировки и бегства.

.

 

Интон-дзюцу несет в себе совсем не импровизационный подход к делу исчезновения и скрытности. Перед планируемым отступлением ниндзя тщательно изучал местность, на которой необходимо вести работу (вспомним тимон), и если есть возможность использовать естественные источники для укрытия, то никогда не использовались искуственные элементы укрытия - они лишь привлекали внимание.

Для успешного бегства перемещение синоби должно было быть бесшумным - тихий бег, прыжки и ползание (синоби-аруки) уже создавали полную невидимость ниндзя на звуковом плане. И если на мягкой траве, утоптанной дороге или крепком мосту шаги обычного-то человека нелегко бывает услышать, то ниндзя специальными тренировками добивались того же эффекта для гораздо более "тяжелых случаев": сухой листве, ветках дерева, мокром снегу и водной глади.

В навыки маскировки интон-дзюцу входят пять основных направлений для исчезновения (готон-по) по пяти основным стихиям в японском мировоззрении:

  1. Дотон - земля. Укрытие за валунами, грудами камней или окапываение, достаточно просто для понимания современного человека.
  2. Кинтон - металл. Применение металлических инструментов для маскировки и подачи сигнала - скобы, когти, кунаи, пилы и другие лопаты.
  3. Суйтон - вода. Навыки как перемещения по воде, так и укрытие под водой с дыхательной трубкой.
  4. Мокутон - дерево. Маскировка на вершинах деревьев или в кустах. Особенно известен был своими прыжками по деревьям популярный ниндзя Сарутоби Саскэ.
  5. Катон - огонь. Использование маскировочных и сигнальных дымов, вспышек для мгновенного скрытия и отвлечения внимания.

Сегодня

В наше время изучение интон-дзюцу - прерогатива классических школ ниндзя. Любые другие методики - заимствование, развитие и вариации военных разведчиков. Они не хуже и не лучше, просто к классике искусств синоби не имеют никакого отношения, поскольку не несут в себе никакого философского смысла, в то время как взаимодействие стихий (взаимное порождение и уничтожение) позволяет синоби уже на уровне чувств понимать необходимость использования той или иной методики.