Раньше

Среди восточных народов практика любых искусств неразрывно связано с внутренним миром практикующего. Это возвышает практически любое ремесло, в реализацию которого практик вкладывает свою душу, до уровня искусства, и позволяет уже внутреннему миру мастера выражаться через результаты его работы, будь это ковка мечей, стрельба из лука, фехтование или стихосложение. Для ниндзюцу состояние внутреннего мира синоби стало выражаться через термин "сейсин теки кьойо".

.

Точного значения данного понятия вам мало кто сможет назвать, равно как подробных разъяснений и нюансов. Если же говорить наиболее общим языком, то сейсин-теки-кио это комплекс психических, эмоциональных, духовных аспектов у практиков боевых искусств и в частности ниндзюцу. В додзё Дорона Навона (см. Акбан) были вывешены на всеобщее обозрение следующие принципы, которых должны придерживаться ниндзя

  1. Самопознание - владение полной информацией о своих сильных и слабых сторонах, не столько физических (играющих в боевых искусства далеко не первую роль), сколько внутренних, умение управлять своими страстями и реализовывать свои знания.
  2. Природное понимание - незамутненное восприятие окружающей среды и обстановки, в которой оказывается ниндзя. Примирение с обстоятельствами внешнего мира, и умение воспринимать все вокруг не как "хорошие для меня" и "плохие для меня" процессы, а как естественное течение жизни.
  3. Судьба - принятие неизбежного, а также следование своему внутреннему зову.
  4. Гармония - осознание необходимости в жизни различных, а порой и противоположных аспектов, формирующих само движение жизни.
  5. Сердце - приятие происходящего всей своей сутью, совершение всех действий и помыслов от души.
  6. Глаз - умение видеть и понимать происходящее не только с позиции одного индивидуума, но и "сверху", осознавая важность происходящего для себя и для всего мира.
  7. Любовь - основополагающий принцип, закладывающий положительное восприятие и отношение ко всему миру.

Как видите, ни слова про бесшумное умерщвление противника с последующим его растерзанием, ни упоминания про предательство, обман, яд или вообще про соперничество любого рода. Вообще, исходя из этого понятия, можно подумать, что ниндзюцу как таковое является далеко не столько искусством воинов или убийц, сколько людей, стремящихся просто прожить свою жизнь хорошо и правильно.

Сегодня

Дух и сердце воина сегодня многие изучают в различных школах, додзё или, прости господи, секциях боевых искусств. Но, к сожалению, гораздо больше в наши дни людей, полностью игнорирующих внутренние аспекты древних корю, и рассматривающих традиционные боевые искусства только как способы убийства, да к тому же ещё зачастую и ущербные. Флаг им в руки, конечно, но развиваемое с целью сохранения жизни искусство вряд ли станет для них эффективным методом её лишения. Аминь.