snakeРаньше

Одной из необычных способностей, приписываемых ниндзя, считалось умение призывать к себе на службу духов, монстров и прочих чудовищ (йокай и бакэмоно). Что весьма неудивительно, ибо сами по себе ниндзя виделись как пришельцы из другого мира, появляясь перед людьми то в образе тэнгу, они или ещё каких-нибудь местных демонов. Так и умение использовать против слабых духом противников "сверхъестественные" фокусы стало смотреться вполне в духе "ночных воинов".

.

Вообще ёдзюцу строится, в отличие от практик гэндзюцу, в основном на самых настоящих фокусах, сродни современным. И театральность всего "представления" выстраивается на первый план, создавая с помощью нехитрых уловок настоящий потусторонний ужас у целевой аудитории. Это могли быть как достаточно безобидные фокусы, вроде "исчезновения" между раздвижными досками пола ("эк куда его они унесли!") до длительного изведения домочадцев адскими стонами, которые издавали из-под пола специально заселенные и откормленные лягушки.

Вообще естественная нелюбовь, а точнее отвращение людей к лягушкам, жабам и прочим змеям зачастую и формировало большое количетсво техник йодзюцу, которые одним видом и повадками этих животных пугали суеверных японцев. Так некоторые "классические" фокусы ёдзюцу можно классифицировать как:

  • Отомованахимэ, или фокусы с пауками, а пауков в Японии водится много.
  • Дайдзямару, езда на громадных змеях.
  • Цунадэхимэ, езда на улитках.
  • Дзирайя, фокусы с жабами (вроде вышеприведенного примера).

Все эти фокусы роднит классическая японская сказка о ниндзя по имени Дзирайя, управлявшего жабами, его возлюбленной Цунадэ, практикующей магию улиток и его противнике Оротимару, заклинавшему змей. Все они могли как призывать своих питомцев, так и превращаться в их огромные воплощения. И нет, "Наруто" тут совершенно не при чем.

Сегодня

Разумеется в наши дни трудно удивить кого-нибудь старыми фокусами. Развитие индустрии развлечений поставило изумляющую ловкость рук на поток, и сейчас кажется труднее заставить людей поверить в чудо, чем в уловки престидижитаторов и магов со сцены. Но сила ёдзюцу как была так и остается не в самой уловке, но в формировании и навязывании такого отношения к сложившейся ситуации, что наблюдатель становится способен поверить даже в самые невероятные события - хоть черепах-мутантов из канализации и пауков-захватчиков из космоса.