Раньше

В широком смысле понятие "тайдзюцу" можно трактовать как совокупность вообще всех боевых искусств, изучающих невооруженный бой при помощи рук, ног и всего остального. История "искусства тела" стара, как само человечество - как только был сделан первый удар кулаком, первый пинок ногой и укус ради спасения жизни, тогда и зародилось тайдзюцу.

.

 

В дикие же времена формирования японского государства под словом "тайдзюцу" в разные периоды понимались различные методы борьбы, но одно всегда оставалось неизменным: главным поражающим фактором было лишь человеческое тело - без оружия, без уловок, без колдовства.

С развитием общества в целом и военного дела в частности в тайдзюцу стали входить следующие элементы:

  • борьба как таковая, прообраз классического японского сумо;
  • кулачный бой, наследник завезенного из Китая, с применением ударов ногами или без (десятки видов);
  • сражение в доспехах (ёрой или, позже, когусоку), вполне логично приближенное к сумо;
  • различные упражнения, призванные развить силу, гибкость и другие необходимые бойцу качества.

Ниндзя, несомненно, обязаны были владеть искусством невооруженного боя, хотя его значимость для воинов ночи зачастую переоценивается, поскольку при выполнении задания интеллектуальная подготовка нередко оказывалась более важной, чем физическая. Однако, разумеется, тело ниндзя всегда должно было быть готовым к сражению, с оружием или без, поэтому изучение тайдзюцу входило в любой обязательный минимум не только для самураев или других воинов, но и однозначно для синоби.

Также в контексте тайдзюцу часто употребляются такие термины, как:

  • дакентай-дзюцу - искусство ударов, ломания костей и тому подобных брутальностей;
  • дзютай-дзюцу - искусство бросков, удержаний и захватов;
  • коси-дзюцу - искусство воздействия на мягкие ткани противника;
  • тайхэн-дзюцу - искусство перемещения и страховки.

Сегодня

Естественное наследие тайдзюцу в современном мире - популярные и не очень боевые искусства. Практически в каждом из них большая часть элементов относится к тайдзюцу, несмотря на то, что часто используются и некоторые виды оружия. Если смотреть ещё шире, то и такие типичные неяпонские, но крайне популярные современные направления, как бокс или самбо, тоже можно отнести к тайдзюцу, хотя и с некоторой натяжкой.

К сожалению, взгляд на боевые искусства Японии с позиции современного человека поставил ниндзюцу на одну доску с остальными разделами современных "военных искусств". Ниндзя представляется настолько крутым сраженцем руками, ногами и головой, что любого боксера разрывает напополам, миф этот известен . Если же вглядеться в историю и сущность синоби, то если дело дошло до невооруженной битвы, это значит, что все остальные методы для ниндзя уже должны были быть исчерпаны, и это последний выход. Так что называть ниндзюцу всего лишь видом тайдзюцу - крайне неправильный, хотя и распространенный ход сегодня ("Учу ниндзюцу за один месяц - научитесь ломать кирпичи пальцем как настоящие ниндзя!!1"). Давайте не будем делать подобных ошибок.