Канабо-дзюцу или тэцубо-дзюцу — искусство владения дубинойВоинское искуство самураев изначально было насквозь пронизано особыми правилами, положениями и этикетом. Специальные условия и требования к проведению всех ритуалов перед поединками, уложения по использованию оружия во время битв, казней или сэппуку несказанно усложняли реализацию внутренних распрей. Культ самурайского меча до сих пор силён в глазах буси, а тогда и представить-то было трудно поразить вельможного воина как-то иначе, кроме как в честном поединке и благородным оружием (копьем, луком или мечом). Поэтому для простых воинов, бунтующих крестьян или ниндзя у самураев было припасено кое-что особое, что не жалко запачкать низкопородной кровью - дубина. Искусство же использования данного оружия получило название канабо-дзюцу.

.

Раньше

канабо-дзюцуПо сути своей работа канабо (или тэцубо) мало отличается от бо-дзюцу, в частности работы с ханбо (короткой палкой) или дзё (дорожным посохом). Принципиальное различие - колоссальная инерция, которой дубина обзаводится в процессе замаха. Чтобы контролировать её, нужно во-первых очень хорошо чувствовать своё оружие, а во-вторых - идеально владеть техникой удара. И для того, и для другого нужны либо долгие года тренировок, либо обладать колоссальной силой, гася пролетевшие мимо удары собственными руками, чтобы тяжелый полутораметровый утяжеленный шест не бросил самого воина на землю.

Поэтому вполне логично, что приемами канабо-дзюцу владел не только элитный класс воинов, но и практичные простолюдины. Благо что шипованные тэцубо не только косили слабобронированных крестьян, но и проламывали самые прочные самурайские нагрудники, спешивали конных богатырей и крушили самые дорогие шлемы. Воистину канабо и тэцубо в эпоху войн были самым демократичным оружием. Ибо на том свете все становятся равными...

Для синоби канабо-дзюцу оставалось весьма вторичным умением, в основном из-за размеров применяемого орудия. Однако же для открытых столкновений знание того, как правильно использовать тяжеленный стальной шипованный шест, зачастую оказывалось жизненно важным. Поэтому для ниндзя тэцубо-дзюцу осталось частью бо-дзюцу - существенного искусства физического совершенства. Также тэцубо было незаменимым атрибутом образа демона они, что существенно для другого важного искусства ниндзя - кёнэн-дзюцу, запугивания противника сверхъестественными образами.

Сегодня

В наши дни канабо-дзюцу входит в программы изучения традиционных воинских искусств. В составе дополнения техник бо-дзюцу канабо-дзюцу можно встретить и в Будзинкан, в школе Кукисин-рю.