Бакэмоно-дзюцу, искусство "призраков"В распоряжении синоби имелись десятки и сотни способов обмана и запутывания противника - это и немудрено, учитывая, что способы использования различного вида шпионов появились и были описаны Сунь Цзы еще в шестом веке до нашей эры. Кроме того, ситуацию усложняет и тот факт, что к по сути единому способу или методу могли быть подобраны несколько разных имен. Бакэмоно-дзюцу, одно из редко упоминаемых искусств ниндзя, стал одним из таких явлений.

.

 

 


Наиболее часто упоминание бакэмоно-дзюцу мы встречаем при описании истории с Татэокой Додзюном - одним из синоби Фудзибаяси Нагато. В ней говорится, что Татэока но Додзюн при осаде замка враждебного клана переодел своих солдат в форму армии, удерживающей крепость, и нанёс на фонари гербы тех же сил. Так, использовав искусство приведений - "бакэмоно-но дзюцу" он смог проникнуть внутрь и захватить твердыню силой всего полусотни солдат.

 

Но использовать только фонари для описания этого искусства будет совсем некорректно. Так, в Ига бакэмоно-дзюцу описывается практически исключительно как способ обмануть соперника своим внешним видом и подобраться к нему поближе. Так, приводится пример команды Минамото Ёсицунэ и того же Татэоки из Ига. Фактически это то же самое, что и хэнсо-дзюцу или навык перевоплощения, но в более обобщённом варианте и с добавкой иносказательности.

Способы проникновения сквозь закрытые двери подобно призраку широко использовались синоби без всякой мистики - для этого достаточно было принять облик персоны, типичной для того места, куда отправляется ниндзя, вести себя как эта персона и при необходимости принимать решения как это делала бы она. Одним переодеванием тут дело бы не обошлось, а весьма развитая система охраны дорог в эпоху Сэнгоку и вовсе требовала наличия у каждого путника сопроводительного документа - даже нинпо(одна из излюбленных личин ниндзя) должны были иметь при себе паспорт от сэндацу (смотрителя ямабуси), а рядовые монахи - рекомендацию аббата. Поэтому уже в самом Бансэнсюкай бакэмоно-дзюцу признано как устаревающиее (пусть и порой еще действующее) искусство, а вместо него рекомендовано фукурогаэси-но дзюцу (навык вывернутой сумки) - применение двойных агентов, вошедших в близкое доверие к врагу.

На совсем уж прикладном уровне бакэмоно-дзюцу можно трактовать и как метод приблизиться к цели без всякого вреда для себя, например, изменив облик. Так, ребята, практикующие нинпо-тайдзюцу сняли короткую демонстрашку этого способа.